Владимир Маяковский и Игорь Северянин были теми ещё самовлюбленными озорниками, оба претендовали на звание «короля поэтов». И вот 27 февраля 1918 года в московском Политехническом музее состоялся баттл на звание лучшего среди поэтов!
Выступали не только вышеназванные поэтические львы, но и неизвестные доселе юные рифмоплеты. Другие участники не особо волновали Маяковского и Северянина, ведь они являлись соперниками уже более пяти лет. Победа в этом поединке определила бы настоящего короля не только футуризма, но и всей поэтической арены!
Предпосылки
Оба абсолютно непохожие: Маяковский декламирует стихи ярко, громогласно, словно Зевс; Северянин вещает плавно, певуче, словно Дионис среди лесных демонов и танцующих фиад.
Маяковский не любил манеру Северянина, об этом он упомянул в своей великолепной поэме «Облако в штанах»:
А из сигарного дыма
ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!
После нелицеприятного стихотворного посвящения Северянин стал презрительно относиться к Маяковскому. Когда они сталкивались взглядами, окружающие находились будто между Сциллой и Харибдой.
Северянин пытался всячески избегать агрессивного Маяковского, который получал огромное удовольствие от насмешек над аристократизмом соперника. На общих трибунах поэты не вещали, но перепалка переросла в «холодную войну» в стихотворной форме.
Владимир Маяковский в произведении «Вам» вновь смеется над манерой Северянина нараспев читать стихи:
Если б он, приведенный на убой,
Вдруг увидел, израненный,
Как вы, измазанной в котлете губой,
Похотливо напеваете Северянина!
Северянин пишет «Мой ответ»:
Ещё не значит быть сатириком —
Давать озлобленный совет
Прославленным поэтам-лирикам
Искать и воинских побед…
На одной сцене
И вот на вечер выбора «короля поэтов» Северянин приезжает в Москву с единственной целью — выступить на одной сцене с ненавистным Маяковским и победить.
Маяковский выступал с отрывками из «Облака» и со стихотворением «Наш Марш». Как всегда в зале началась перепалка, Маяковский выкрикивал бранные высказывания, пытаясь доказать, что «истинная поэзия обязана служить делу пролетарской революции. Есенинские «березки» хоть и хороши, но с ними на белых бандитов не пойдешь. С изящными изделиями Северянина тоже в бой не сунешься».
Слушатели были в восторге от выступления Маяковского, неважно как это выражалось — одобрительным аплодисментами или свистом протеста.
Северянин же вышел к публике в чёрном плаще, без доли переживания. Уверенный в себе, слегка отрешенный, с бледностью лица начал читать произведения из великолепного «Громокипящего кубка». Полупел, полутанцевал (слегка раскачивался), в руках держал алую розу. Удивительно, но зал молчал во время чтений, а после — разразился бесконечными овациями.
Кто же стал «королем поэтов»?
Маяковский перед началом поэтического турнира был уверен, что его выберут победителем за громкость и яркость стихов. Но победил лирический Северянин.
Маяковского назвали «вице-королем», а на третье место публика выбрала Константина Бальмонта. В этом же году после коронации Северянин напишет стихотворение «Рескрипт короля»:
Я избран королем поэтов —
Да будет подданным светло!
- Маяковский В. Полное собрание сочинений – 1955, Авторский сборник
- Муравьев В. Московские легенды. По заветной дороге российской истории, 2017
- Северянин И. Полное собрание сочинений в одном томе – 2014, Альфа-книга, Москва
Что почитать на выходных?
Книги из нашего рекомендательного списка «30 легендарных зарубежных книг» со скидкой от 10%!
Добавить комментарий