Образность Есенина

Ольфакторная образность в поэтическом мире С. А. Есенина

Запах – это один из способов передачи в художественном тексте чувств и настроений лирического героя. Проанализировав поэтическое достояние С.Есенина, мы выяснили, что в период пейзажной лирики наиболее частотно использование ольфакторной образности для передачи состояния природы (цветение, увядание, засуха, морозность) и чувств лирического героя, используя запахи в переносном значении для создания метафоры.

Каждый человек с детства постигает жизнь с помощью органов чувств, которые формируют речь и мышление, развивают воображение и память, влияют на развитие эстетического вкуса. Человек ассоциирует все происшествия своей жизни с различными чувствами: через запахи, цвета, звуки, тактильные ощущения.

В творчестве любого поэта в большой или малой мере присутствует цветопись, звукопись или ольфакторная образность. Ведь поэзия основана на передаче чувств человека, не только любовных, дружеских, патриотических, но и созидающих (именно на этом основано направление импрессионизм).

Об ароматах в поэзии

По словам Екатерины Жирицкой «обоняние – одно из самых архаичных человеческих чувств. Оно тесно связано с участками мозга, которые наличествовали ещё у примитивных животных.

В процессе эволюции в мозгу людей сформировались отделы, обеспечивающие работу сознания» [2; 170]. Литературовед А.А. Колупаева говорит о том, что запахи являются частью национальной культуры и неотъемлемой частью общественной жизни, участвуют в процессах идентификации мира и взаимодействия с ним [3; 86]; изучение специфики менталитета народа является одной из основных проблем современной лингвистики [3; 86].

Именно поэты, писатели, музыканты, художники наиболее ярко способны передать свои ощущения и через них отразить менталитет не только единичной личности, но и всего народа.

Именно поэтому интересна ольфакторная образность в творчестве Сергея Есенина. Поэт через свое творчество передает атмосферу сельской местности, природы, крестьянской жизни, родины. Это то, что поэт «помнит, ощущает, что его привлекает, манит».

Многие события любой человек ассоциирует с определенными вещами: цветами, музыкой или запахами. А человек искусства отражает эти сравнения в своем творчестве.

Какие бывают запахи у поэтов?

Запахи подразделяются на приятные или неприятные, они бывают нежно легкими (аромат цветов, скошенной травы, морской свежести) или же тяжелыми до удушья (запах сильного парфюма, плавящегося асфальта от жары, испарения химических веществ).

Запах передает определенную информацию, эмоциональное состояние. Приятные запахи отражают теплые воспоминания, а неприятные передают угнетенное состояние, разочарование, отчаяние.

В отличие от декадентов, которые стараются запечатлеть смрад, запахи грязного города, быта и смерти, имажинисты делали акцент на различных ароматах окружающего мира, а именно родины, зачастую используя их как метафоры для передачи через запах определенных чувств.

Есенин в своих стихах описывает запахи свежести, цветения, чистоты. Особенно интересна группа «Растительный мир». В этой сфере представлены следующие запахи, которые ассоциируются для автора с родиной, деревней, русской природой:

Запахи цветов

Пахнет ромашкой и мёдом от ос. («Синее небо, цветная дуга»)

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз. («Несказанное, синее, нежное..»)

Запахи травы

Запах трав от бабьей кожи

На губах моих я слышу («О товарищах веселых..»)

Укропом вялым пахнет огород.

На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет. («Голубень»)

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке. («Синий май»)

Запахи деревьев

Суховатой липой

Пахнет от колес («Топи да болота»)

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила. («Черемуха»)

О запахе меда в поэтике Есенина

Стоит отметить, что запах меда наиболее частотен в поэтике Есенина. Мед – это дар природы, мед – это один из символов христианства («Медовый спас»), при этом и элемент славянского язычества (бескровный дар богам). Для Есенина мед, как сочетание христианского и языческого верования в совокупности с запахом природы становится символом родного и теплого:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук. («Не бродить, не мять в кустах багряных»).

Из библейских сюжетов

Интересны запахи из библейских мотивов. Эта группа ароматов присуща верующему человеку, который соблюдает церковные обряды и не понаслышке знает запах фимиама.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас («Гой, ты Русь…»)

Запах ладана от рощи ели льют,

Звонки ветры панихидную поют («Зашумели над затоном тростники»)

Неприятные запахи в поздней лирике

Позже в творчестве Есенина появляется сравнение бытия с запахами мерзости:

Сокройся, сгинь ты, племя

Смердящих снов и дум <…>

Довольно гнить и ноять,

И славить взлётом гнусь?

Уж смыла, стёрла дёготь

Воспрянувшая Русь («О, Русь, взмахни крылами»)

В этом стихотворении ярко прослеживаются религиозные мотивы, упоминается Пасха – главный символ христианства, а значит, и родной земли. Лирический герой отождествляет Русь с большой птицей, которую просит «взмахнуть» крылами.

Но появляется неприятный запах – смердящий. Это слово словарю Ожегова имеет значение «испускающего смрад, зловоние». Однако по правилам логики испускать зловоние способно лишь какое-либо вещество или вещь. А «снов и дум» – это абстрактные существительные. То есть это сочетание принимает не прямое значение: автор имеет в виду неприятные, отвратительные, устаревшие мысли, думы.

Через ассоциацию с запахом смрада Есенин передает свое отвращение к старому и верит, что новая Русь, «взмахнув крылами» одарит теплотой и светом, а Есенин и его собратья-поэты являются проводниками. Поднимается важная тема предназначения поэта и его связи с Родиной.

Итак, в поэзии на ряду с цветописью и звукописью распространена ольфакторная образность, особенно в творчестве поэтов, воспевающих природу и родной край.

Первоначально С. Есенин вошел в русскую поэзию как певец села и крестьянства, поэтому именно в первых сборниках наиболее ярко встречаются запахи природы или использование запахов для создания метафоры («берегись дыханья розы,/не тревожь еe кусты» – колючий куст розового куста отождествляется с болезненной любовью).

В большинстве своем лирический герой Есенина запахи, ассоциирует с родной природой, родной деревней и родным крестьянством. Мы видим, как тесно связаны физиологические чувства с внутренним ощущением и сознанием автора.

Библиографический список

  • Есенин С. Стихотворения и поэмы. Л., 1956.
  • Жирицкая Е. Легкое дыхание: запах как культурная репрессия в российском обществе 1917-30-х гг //Ароматы и запахи в культуре. М., 2003.
  • Колупаева А.А. Национальные особенности концепта «запах» в русском языке//Тамбов: Вестник Тамбовского гос. ун-та, выпуск 7 (63), 2008. С. 86-88


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Один комментарий на ««Ольфакторная образность в поэтическом мире С. А. Есенина»»

  1. Аватар пользователя tezeksa
    tezeksa

    читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. “Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *